Свой Парень – кто такой и почему такой.

У Марк и Пирсон он Славный Малый, но я буду в этом цикле менять формулировки, чтобы они больше соответствовали реалиям родной культурной среды. Дело в том, что для европейского и американского подхода не свойственно экономить на хороших словах в адрес соседей и знакомых, то, что в Европе и в Америке будет определяться словами “хорошо”, “славный”, “добрый”, “веселый”, “приятный”, в российском социальном пространстве будет определяться как “нормальный”, “честный”, “свой”. Вот и получается: там – “Славный малый”, тут “Свой Парень”; суть же будет одна (ради сохранения которой весь огород со словами и городится).

Итак, Свой Парень. Вектор приоритетов – принадлежность. Что это значит. Это значит, что все цели и задачи индивида, реализующего себя через любые роли в рамках этого архетипа, будут сводиться к категориям принятия ближайшим окружением и умения себе это принятие обеспечить во всем необходимом разнообразии форм всем доступным разнообразием способов.
В рамках европейских ролей такой человек будет прежде всего ДЕЯТЕЛЬНО ДОБР, но деятельно добр особым способом. Он ПОМОГАЕТ людям в их делах, но не предлагает готовых решений. Он ГОТОВ ОТКЛИКНУТЬСЯ на просьбу о помощи, но не предлагает помощь первым. Он СОЧУВСТВУЕТ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОВЛЕКАЕТСЯ, кроме того, он ОБСУЖДАЕТ, но не выносит суждений. Он всегда ГОТОВ УТЕШИТЬ, но это утешение очень простое и мало влияет на обстоятельства, вызвавшие огорчение утешаемого. Зато оно универсально (кто сказал “водка”? это не единственный вариант!).
Маркеры успеха для любой роли в рамках этого архетипа – это
-ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, то есть готовность окружения признать этого конкретного индивида частью некой общности
-РАВЕНСТВО с окружением, то есть абсолютная равноценность любого члена общности в процессе взаимодействия.
-ФАКТЫ, то есть реальные события, вещи, которые можно потрогать рукой, явления, контакт с которыми прожит непосредственно.
-ЦЕННОСТЬ НЕИСКУШЕННОСТИ, то есть, уважение к отсутствию компетентности – пользовательской, собеседника, зрителя
-ЦЕЛОСТНОСТЬ НЕЙТРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ, которая не является частной территорией индивида, а принадлежит той общности, принадлежность к которой для индивида ценна. И сам факт ее наличия, кстати.
-ПРОСТОТА в обращении – с людьми, предметами, процессами, информацией, событиями.
-ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ, желательно, по самому простому и доступному признаку, выбираемому по собственной воле и из личного интереса – как воскресная рыбалка или волейбол по вечерам.

Острую нелюбовь у носителей этого архетипа вызывают:
-слишком сложные в обращении приборы
-дорогие предметы обстановки, обихода и одежды, требующие сложного ухода
-элиты и избранность в любом изводе, особенно если к ним нельзя присоединиться путем эмоциональной вовлеченности в их жизнь
-люди и животные, требующие особого ухода или дополнительных вложений.

в отношении самих себя они больше всего боятся
-оказаться непонятыми и отвергнутыми
-выделиться и заважничать, перестать ценить любовь и принятие группы, каким бы оно ни было
-обнаружить свое “я”, отличное от идентичностей, предлагаемых их общностью
-встречи с необходимостью отказа от сопричастности (даже если реализация сопричастности лежит в областях, несовместимых с безопасностью, законом или соображениями сохранения жизненных и социальных перспектив).

Теперь давайте говорить о специфике ролей этого архетипа.
Роли, относящиеся к этому архетипу, НАЗВАНИЙ НЕ ИМЕЮТ, И КАК РОЛЬ ВООБЩЕ НЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ. Это люди, которые “ничего не делали, оно само”, которые “жили себе нормально, и тут вдруг!”, и которые начисто не в курсе, как и почему какие-то события (и что это вообще было?) повлияли на отношение к ним окружающих людей.
И все, что делается этими людьми, будет сделано «просто», «без излишеств», «понятно», «как у всех» и максимально дружественно к пользователю, который не планирует тратить свои время и нервы на простые бытовые вещи, или предпринимать дополнительные усилия для того, чтобы сделать свою жизнь другой. Это будут традиционные, простые, знакомые с детства формы, приемы, детали и признаки. То же самое будет относиться и ко всему, что предполагается предлагать как товар или услугу именно таким людям.
Всех представителей этого архетипа отличает здоровый консерватизм. Или не очень здоровый. И еще их отличает очень большая доля наивности. Собственно, почему мы знаем, что это все-таки архетип: потому, что в преданиях и сказках герои, обладающие его признаками, присутствуют. И часто являются начинателями сюжета, связывая по неосторожности мир волшебства с обыденным миром.
«Расступись, зеленый холм, впусти принца молодого, и собаку, и коня. – И МЕНЯ. Ой, где это я?»
Или даже проще: Как он там сказал «Сим-сим, откройся? Ой, и правда открылось.»
А дальше сюжет развивается вокруг того, что незнание законнов не освобождает от ответственности, которая может иметь самые разные формы и объемы. А виноват злой окружающий мир, который под видом обычного нормального предмета подсунул какую-то пакость со специальными свойствами, и никак ее не подписал. Это неважно, что в холм никто не звал, и пещера в общем-то была чужим домом, и лампа принадлежала не мальчику Алладину, а совершенно другому человеку. Все ровно – герой не знал, и уже потому не виноват. В обыденной жизни, однако, как и в сказках, именно эти товарищи упорно лезут в двери, на которых написано «не влезай-убьет», не читают инструкций к приборам и препаратам, а надеются на интуитивное озарение или внешний вид упаковки, или следуют примеру соседей, исходя из двух вполне архетипических посылов.
Первый «помогло соседу – поможет и мне», второй «похоже на морковку внешне – значит, и вкус будет похож».
Рекламировать им товары и услуги и предлагать им новые предметы потребления лучше всего именно исходя из этой их базы. Другую они все равно не примут.

У Марк и Пирсон этот архетип описан седьмым из двенадцати, но по ряду причин начинать нужно именно с него. Не в последнюю очередь потому, что первичное осознание себя происходит, по Эриксону, через контакт со значимыми близкими и в отсутствие такого контакта оно нереально. Это причина, по которой определить что это, вообще-то, такая социальная роль, что социальная ниша для ролей, составляющих этот архетип, довольно велика в любой культуре, что у нее есть свои законы и свои рамки – практически нереально. Но архетипом Свой Парень от этого быть не перестает.