Армагеддон отменяется!

Жить страшно, от этого умирают. Живым отсюда еще никто не уходил. Ну почти. Был вроде один парень две с лишним тысячи лет назад, но и тот сперва умер и воскрес. Мир – удивительно нестабильная штука: только привыкнешь к распорядку и все летит к чертям, и что-то надо начинать сначала, что-то приходится серьезно ремонтировать, а что-то нет смысла сохранять и спасать. А что-то, может, и было осмысленно спасать, но вот не спасли, и остается только помнить и оплакивать. Это и есть нестабильность. О ней приходится помнить постоянно, чтобы быть готовым к тому, что и хорошее и плохое никогда не бывает навсегда.

К счастью, мир никогда не рушится весь одновременно. В октябре тысяча девятьсот семнадцатого для кого-то мир рухнул, для кого-то загорелся рассвет, а кто-то вообще не заметил происходящего. Врачи оперировали пациентов, психиатры лечили своих больных, артисты выступали в цирках и на эстрадах, а кто-то был настолько занят личной драмой, что обнаружил свершившиеся изменения года так через два, когда разобрался с отношениями. В августе сорок пятого в России одни возвращались домой из плена или с войны, другие встречали вернувшихся, в Германии одни наблюдали за строительством стены, другие ждали суда, а в Японии именно в этот месяц разгребали развалины, оставшиеся на месте городов после атомной бомбардировки, навсегда изменившей лицо мира.

В девяностых мир рухнул аж несколько раз. С треском рассыпались казавшиеся незыблемыми устои, рушились базовые структуры, основы взаимоотношений превращались в пыль, танки катились по улицам Москвы, а в Питере строили баррикады, готовясь встречать танковую колонну. Именно в это время кто-то ехал на дачу полоть картошку, и этих кого-то было достаточно, чтобы электрички кроме самых последних оказывались забитыми под завязку. Между прочим, именно на том направлении, с которого танки шли и остановились, не дойдя до города.

Мир рушился и в конце нулевых во время очередного дефолта. Но люди шли на работу, студенты и школьники радовались каникулам, уличные музыканты играли на площадках в центре города – жизнь шла. Чей-то мир рухнул, когда в Киеве начался Майдан, но я знаю пару, которой это не помешало состояться, несмотря на то, что обосновались они как раз в Киеве. Я не буду больше перечислять политические события, ладно? И констатировать очевидное, то, что несмотря на все перечисленное я вот пишу/, а вы вот читаете, и завтра будет день, который каждый из вас займет какими-то вполне повседневными вещами, я тоже не буду, хорошо? Мне кажется, я и так сказала достаточно.

Бояться будущего свойственно людям. Особенно сильно боятся будущего люди, у которых плохо с фантазией и воображением – это признак того, что адаптация к новому затруднена. И заявление об очередном конце мира следует читать совершенно определенным образом: оно переводится как “я не могу себе представить новые обстоятельства и не могу создать стратегию для неизвестной ситуации”. Короче и по-русски “я не знаю, как жить и что делать, если исчезнет (нужное вписать)”.

Пока аналитики хором с прессой твердят, что настали последние времена и если не сделать то, что сделано быть просто не может, то все рухнет и наступит треш и кошмар, жизнь идет дальше. Пока сторонники традиционных ценностей страдают о том, что женщины вот-вот перестанут интересоваться сексом, поскольку мужчинам запретили истинно мужское поведение (определяемое, между прочим, статьями УК) и начисто откажутся рожать детей, поскольку контрацепция все доступнее, люди находят друг друга и заводят детей, ничуть не испытывая проблем. Пока школьные учителя кричат о потере интереса детей к обучению и индифферентности родителей к школьной жизни ребенка, Курсера набирает новых и новых слушателей. И не только Курсера. Пока интеллигенция страдает о падении нравов, сайт arzamas.academy набирает популярность. И не только он. И так далее, куда ни ткни.

Так что не бойтесь конца света. Во-первых, он был вчера, а во-вторых, вас он не касается. А если случится нечто, что коснется лично вас, ощущения у вас будут совсем другие и задаваться вы будете совершенно иными вопросами. Но это совсем другая история, и о ней мы побеседуем как-нибудь потом.

P.S. Offtop. Про вебинары. Мы внезапно обнаружили, что не проговорили один момент, который нам казался самоочевидным ровно до момента когда мы о нем подумали. Запись для участников делается не просто так. Если вы не смогли присутствовать во время вебинара и после прослушивания у вас появились вопросы – смело задавайте их в почту проекта (с нее ведется организационная переписка). Ответ будет и будет текстом.

Армагеддон отменяется!: 32 комментария

  1. Спасибо! И за офф-топ спасибо отдельное 🙂

    Мне порой кажется, что у некоторых товарищей ожидание армагеддона играет в жизни какую-то очень важную роль, без этого им плохо, то ли убеждения у них ломит, то ли от картины мира обоснуй отваливается. Правда, чётко сформулировать, что у этих товарищей общего (кроме довольно сомнительных гигиенических практик), у меня пока не получилось.

  2. Спасибо!
    В ходе размышлений всплыла еще одна ассоциация.
    Армагеддон может восприниматься частными представителями общественного сознания [здесь смайлик] как дефолтно-_достаточный_ мотиватор или мотивация, Причем как действия, так и бездействия.. И дальше две (переплетенные между собой) линии: одна – “пока гром не грянет – мужик не перекрестится” в чистом виде, а вторая – если причина бездействия – не мотивационного характера, то никакая мотивация никогда не будет достаточной чтобы действовать (и наоборот). Так, например, можно бодаться с тревожностью, или кормить самооценку, или подпирать картину мира, или гальванизировать жизненную философию, и т.д.

  3. Мне не кажется, что в некторый кусок детства картинка “мир устроен вот так, он был таким всегда, и если он изменился – это армагеддец” формируется быстро и устойчиво?

    1. Тебе не кажется 🙂 так и есть. Но впоследствии здоровый, не невротизированный и не имеющий органических отягощений ребенок этот этап перерастает. Иногда этот этап может быть пройдет не лучшим образом, и тогда получается что-то вроде “грядущий армагеддон – не основание для бездействия”.
      Но в статистическом большинстве эта фаза так и остается непройденной.

        1. От трех до шести. В средней школе это уже не совсем по возрасту проявления, и по ним можно начинать задумываться о ситуации в семье или с состоянием здоровья деточки.

          1. ОК. Значит, это другой набор значимых моментов, буду думать.
            Имхо, дошкольник не в курсе цен в магазинах, плохо понимает, о чем говорят по радио, и не уверена, что знает, все ли ОК у родителей с работой. Вот на уровне отношений в семье он, наверное, ощущает. А насчет безопасности на улице – не знаю.

            1. дошкольник слышит разговоры родителей. Мои дети прекрасно понимали и про работу, и про деньги, и про выбор продуктов в магазине. Да и с безопасностью тоже – туда не ходи, сюда не смотри.

            2. С чего это дошкольник не в курсе цен в магазинах? Тебе никогда не доводилось видеть шестилеток, посланных за хлебом или кефиром?
              И насчет знания, все ли ОК с работой – дети это чувствуют на уровне эмоций и в среднем вполне способны понять, к ним ли относиться раздражение родителей, или окапываться за диваном пора только потому что у них на работе проблемы.

            1. деточка не будет помнить конец света, зато будет вести себя так, как будто этот конец света с ней рядом постоянно. И на всякие триггерные события – запахи, звуки, сумму обстоятельств – реагировать будет соответственно запомненному, а не актуальной сумме обстоятельств. Возможно, всю жизнь. Или до более крупного конца света.

              1. Ага, спасибо, расставило многое по местам.

                А что будет, если с трех до шести и позже у деточки концы света постоянно? Ну, семья думает… в смысле, не думает, просто так воспитывает: если деточка как-то не вписывается в требования – тут же конец света вручную: больше никакого кино, мороженного, прогулок (актуальное подчеркнуть).

  4. А может ли “ожидание армагеддона” – быть порождением суммы
    1)атеизма как веры, что “после смерти уже ничего больше не будет”, и
    2)достаточного интеллекта, чтобы осознавать нестабильность мира, осознавать существование множества неподконтрольных факторов, множества потенциальных неотменимых изменений, – каждое из которых может иметь своим следствием физическую гибель индивида (хотя и не всего мира в целом) – а его собственная смерть и станет тем самым “плохо навсегда”: личной вечной зимой после которой уже никогда не будет весны?

    Или же такая сумма может лишь прикрывать какие-то иные корни ожидания армагеддона, но не быть причиной оного?

    P.S. Мне просто не очень понятно, отличается ли психологически для атеиста “конец света” от “его собственной смерти”, – если он вполне ожидает, как гарантированного будущего , своей смерти как прекращения вообще любого “воспринимаемого им/доступного к изменению им” мира.

    1. “Конец света” – это никогда не “собственная смерть” сама по себе. Да, он может стать причиной смерти отдельного человека, а может стать причиной повышения вероятности смерти людей, принадлежащих к какой-то категории. Но “конец света” это не столько “я умру”, сколько “умрут все, кто имеет такие-то признаки, и я, возможно, тоже”.

      1. Хм… спасибо, становится яснее; я верно понимаю, что “концом света” собственная смерть может стать в случае не просто веры, что “смерть это финал”, а замешанной на густом “мессианском комплексе” – мол,”Я умру, и их всех уже никто не спасет”? Мне доводилось слышать такую фразу: “Иногда мне кажется, я умру – и наступит конец света”. От человека, который, что характерно, считает себя единственным умным среди 95% идиотов. )))

      2. Да здравствует Язык!
        “Конец света” мне представляется более четко прописываемым в общественном сознании, чем “армагеддон”. “Конец” – это значит всё, больше _так_ не будет, без вариантов. А “свет”… Вот, боюсь, представление о “свете” у каждого индивида своё (Уж не картина мира ли?) – и значит как “конец света” может восприниматься нечто, – что угодно, – что похоже именно на конец именно их “света”.
        С другой стороны, вытеснение и отрицание никуда не деваются…

        1. Ну, как бы как раз о том вопрос и был – возможно, я коряво выражаюсь ((( Только с небольшим расширением высказанной Вами мысли: концом “света” может быть конец как самой по себе картины мира, так и – например – всего того, говоря марксистским языком, “базиса”, над которым твоя лично жизнь – “надстройка”.
          Например, когда усовершенствовались в свое время различные станки, многие рабочие, которые годами до этого приучались работать на -теперь ставшем неэффективном- станке, оказывались без средств к существованию; а нынче страхи подобного рода есть у представителей некоторых профессий, которые грозится забрать себе Искусственный Интеллект (который сам по себе, наверное, есть продолжение линии “улучшающихся станков”)
          И вот когда теряется базис, а новый уже не найти, то кончается все, что для человека было его жизнью, а поскольку для атеиста, кроме жизни, способа воспринимать весь этот свет нету, то и концом света это может выглядеть…? А для не-атеиста может быть вера в “тот свет”, который останется, даже если кончится этот ))) Так что это будет конец не “света вообще”, а конец “одного из светов”… воистину да здравствует Язык! XD

          1. А нет ли тут возможности лайфхака – ослабления тревожности ближнего своего через установку ему дополнительных альтернативных картин мира, из которых видно, что “конец света” – это не совсем “конец света”?

            Ведь от такой тревожности, в общем-то, никому не лучше: человек в страхе перед концом света хватает за первый попавшийся вариант, потому что “что угодно лучше чем полный конец” – а любая система оценки, содержащая слова “что угодно лучше чем…” может оценить как позитивное вообще любую гадость или бредятину – любую, ведь “что угодно”!

            Взять того же Кису Воробьянинова, который от страха перед полным крахом “поведал все о сокровищах первому встреченному ему жулику”…

    2. > Мне просто не очень понятно, отличается ли психологически для атеиста “конец света” от “его собственной смерти”

      Не имеет ничего общего.

      Ну, правда, если не путать атеиста с солипсистом. За солипсиста не скажу. Но о людях, верующих в солипсистскую концепцию, не слышал.

      1. Апокалипсис (в том смысле, в котором постапокалипсис), в котором ты случайно выжил. Рок-н-ролл… то есть вообще вся сумма обстоятельств, в которой ты умеешь жить, закончилась, а ты еще нет.

Добавить комментарий