История игры. Часть 4.

Как же обстоит дело с собственно игрой?
Давайте начнем с начала. С игры с игрушками. Той самой развивающей и дидактической, в которую взрослый играет с ребенком, чтобы познакомить его с повседневными, типа, реалиями.
Для начала откройте поисковик, наберите в строке поиска «традиционная обрядовая кукла» и потратьте полчаса на ознакомление с вопросом. Оценив объем связей народной куклы с повседневными бытовыми реалиями, возвращайтесь, продолжим разговор.

Если вы уже здесь, и если вам не жалко времени, то можете произвести еще один эксперимент, с другим ключом поиска: «традиционная обрядовая игра».

Из этих двух нехитрых экспериментов мы с вами может сделать два вывода.

Первый: так называемая народная или традиционная игра – это действие, производимое со звериной серьезностью и с двойным запасом ответственности. Правда, несколько странного свойства, но об этом позже.

Второй: никакого отношения к детям и детству эта «игра» не может иметь в принципе.

Бывает ли игра другая, кроме народной? Да, конечно. Это игра аристократов. Некий переходный тип деятельности, промежуточное звено между игрой и искусством, суть и смысл которого, во-первых, занять и структурировать время, во-вторых, чем-то наполнить общение. То есть, игра аристократов тоже оказывается делом довольно серьезным, и вот цель этой деятельности можно назвать сразу: самопредъявление и репрезентация своих возможностей в среде себе подобных (других аристократов).

И эта игра тоже никак не детская.

Но в античности же не было аристократов в том виде, в котором мы знаем их в средневековье, возразите вы. И я отвечу – да, верно. Но в античности и детства нет, как понятия. И в средневековье, между прочим, тоже. То есть, до появления детства, как понятия, игра – занятие очень серьезное. Занятие взрослого человека. И по мере взросления человек посвящался в разные виды игры более старшими членами сообщества. Сперва семьей. Затем сообществом себе подобных, женским или мужским, зависело от гендера, и игры, доступ к которым предоставлялся таким сообществом были гендерно окрашены.

Пожалуйста, не подумайте, что речь идет про знакомство с сексуальными практиками. Тематика этих игр скорее относится к вопросам гигиены тела и эмоций в различных обстоятельствах, попадать в которые естественно для представителя этой культуры и этого гендера. То есть, девочек в такие игры посвящали старшие женщины (обрядовые куклы, вышивка, ритуальная еда, далее списком), а мальчиков – мужчины, и там круг ритуалов был, разумеется, другой.

Понятное дело, что в категорию игры эти занятия попали совершенно не на ровном месте и не сами по себе. Простите, но здесь без цитаты не обойдется, а то вы не сможете представить всю полноту картины.

Гийом Овернский, епископ Парижа, в своем трактате «О вселенной» подвергает резкой критике языческие обряды и верования, распространенные в его эпоху, и, разумеется, не обходит молчанием воинства ночи:
“То же самое можно сказать и о духе, который принимает обличье женщины и в сопровождении других [женщин] посещает дома по ночам. Ее называют Сатией, от «сытости» [saturitas], и Госпожой Абондой, потому что она дарует изобилие [abundantia] домам, которые посещает. Это один из тех духов, которых старухи называют “знатными дамами” и в отношении которых держатся упомянутого заблуждения, которому только одному и привержены, хоть это все и обманные сны. Они говорят, что дамы эти угощаются пищей и питьем, которые находят в доме, не поглощая их по-настоящему и даже не уменьшая в количестве, особенно если блюда с едой оставляют на ночь открытыми, а бутылки с питьем — откупоренными. Если же блюда и бутылки окажутся покрыты крышками или закупорены, то эти дамы не прикоснутся ни к пище, ни к питью, — и такова причина, по которой упомянутые дамы могут предать чей-либо дом злосчастьям и бедам, не наделив его сытостью или изобилием.”

Позже Гийом обращается к этой теме еще раз, чтобы упрекнуть женщин в глупости: “Всему виною наши старухи, по неразумию коих это отвратительное поверье распространилось на диво широко и так засело в умах прочих женщин, что его уже почти не искоренить. Именно женщины тверже всего веруют в ночных дам и в их благодетельных силы — что те, мол, приносят много добра в дома, куда заглядывают часто.”

Источник http://polytheism.thesaurusdeorum.com/folklore/I402

Как вы понимаете, проще сказать, что это детская игра, точнее, игра с детьми, нежели объясняться с епископом по поводу того, что и зачем ты делала в собственном доме со своей едой, утварью и тканями.

Из этого и подобных свидетельств (оставим в покое тени Шпренгера и Инститориса, кроме них, например, были Мишле со своими трактатами «Ведьма» и «Женщина», и Джеффри Бартон Рассел со своим пятитомником) можно сделать один вывод, важный для понимания народной игры. А заодно и для понимания того, почему игру принято именовать проблемой, но до этого мы еще дойдем. А вывод такой.

Народная игра – это последнее прибежище проигравшей языческой традиции. Ее цель – сохранить запрещаемые церковью или властью практики, имеющие определенные цели, о которых будет сказано позже, когда речь пойдет об определениях игры.

Народная игра не имеет никакого отношения к игре аристократов, у них разное наполнение и цели.

Аристократическая игра – это легитимный способ коммуникации, предваряющей решение относительно дальнейших ее форматов. Ее цель – сформировать и развивать нечто, что предлагаемые церковью или иной официальной идеологией практики не могут помочь ни сформировать, ни развить. И об этом речь тоже пойдет позже.

Подписаться
Уведомить о
25 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
nasse
nasse
05.11.2018 23:25

(задумчиво)
То есть получется, что ситуация, когда можно иметь дело с чем-то удивительным и незнакомым, но не надо прямо сразу давать зуб за результат – это новодел?

knjazna
06.11.2018 00:40
Ответить на  nasse

Совершеннейший новодел. Ей еле-еле сто лет исполнилось.

Peter
Администратор
Peter
06.11.2018 12:52

А те же бирюльки, это куда? В них вроде как дети играли, и без звериной серьёзности.
Или это дворянское развлечение?

knjazna
06.11.2018 13:38
Ответить на  Peter

Это тоже ритуал. На богатство и благополучие в доме. Кажется, часть свадебного обряда или сговора, но не уверена точно, не помню.

Peter
Администратор
Peter
06.11.2018 14:58

Вторая ветка выводов.
1) теперь понятно, почему у Пратчетта, книга о сидах, называлась “дамы и господа”. У нас это в языке не проявлено вот так, а на английских почвах, жители холмов вот так и ушли в дамы. И если покопаться, “пиковая дама”, которую призывают в детских играх/страшилках/ритуалах, она вот именно оттуда.
2) И получается, учёные старательно не смотрели на игры, именно для того, чтобы не сделать этого простого вывода? Привычка была унаследована от западного христианства, и была нужна, чтобы не устраивать раскола между крестьянством и аристократией.
3) И получается что языческие традиции, распались на много компонент, и сохранились в былинах, сказках, народных играх. А сейчас пересобираются в новых играх, фэнтези и иных формах, вокруг которых образуются гик сообщества.

knjazna
06.11.2018 16:51
Ответить на  Peter

По первому предположению – да, совершенно верно.
По второму – нет, все было проще и страшнее. в Европе им просто некуда было смотреть, индустриализация съела традицию, не оставив времени на соблюдение слагающих ее рутин и обрядов. В России исследователи еще застали живой материал для наблюдения, но с началом индустриализации получилась знатная каша, в которую замешались все слои, и ранние, и поздние, и в исходном виде, и в переработанном. Впрочем, дальше будет.
По третьему – если бы все было так просто… Ждите следующих серий.

Зверь Ши
Зверь Ши
06.11.2018 15:05

Мне кажется, или куски традиционной обрядовой игры, из которых выдрали гендерную часть, сейчас всплывают как элементы тренингов личностного роста или командных тренингов?

knjazna
06.11.2018 16:52
Ответить на  Зверь Ши

Это не реальные куски. Это их не самые удачные копии и позднейший новодел на их основе.

Зверь Ши
Зверь Ши
06.11.2018 17:33
Ответить на  knjazna

А, то-то у них и процессе и по итогам всё порой настолько странно выглядит и пахнет. Спасибо, сложилось.

Kryakwa
Kryakwa
06.11.2018 17:49

Я, кажется, чего-то не поняла в исходном посыле. Вы хотите сказать, что детская игра – это недавнее изобретение? Разве они не всегда были? Ведь даже звериный молодняк играет. Выдры жонглируют камешками, волки играют в догонялки, шимпанзе вообще с куклами застукали 🙂

knjazna
06.11.2018 17:59
Ответить на  Kryakwa

Не я хочу сказать, а так по документам и источникам получается. Прямое сравнение детей и животных – очень характерный ход в исследованиях 19 века. И женщин тоже с животными сравнивали. Мужчин почему-то нет, они, видимо, другой биологический вид. Впрочем, дальше будет в подробностях.

Молодняк играет, но архаичная игра, в которой этнограф распознает игру, не детская, а детская архаичная игра у людей по современным меркам попадает в категорию криминального поведения, даже не противоправного. И об этом дальше тоже будет.

Kryakwa
Kryakwa
06.11.2018 20:14
Ответить на  knjazna

Подожду, что будет дальше. Надеюсь, что разберусь.
Пока виден только зазор между тем, как и во что фактически играли дети, и тем, как и что изучали потом взрослые исследователи.

knjazna
06.11.2018 22:33
Ответить на  Kryakwa

Да, он есть. И чем дальше, тем больше он будет.

christmasbells
christmasbells
08.11.2018 13:56
Ответить на  knjazna

2 Kryakwa шимпанзе вообще с куклами застукали**** Не поделитесь источником? Очень интересно.
2 knjazna а разве имитация действий взрослых – ну, там укачивание соломенной куколки, например, это не сюжетно-ролевая игра по типу “в дом”, “в магазин”? Или таких игр в деревнях в 17-м, скажем, веке, не было?

Kryakwa
Kryakwa
08.11.2018 15:21
Ответить на  christmasbells

Франс де Вааль, “Истоки морали”:
“Что же касается диких шимпанзе, то имеются сообщения о том, как самки заботятся о воображаемых детенышах. Ричард Рэнгем наблюдал, как шестилетний подросток Какама носил и баюкал маленькое поленце как новорожденного малыша. Какама мог этим заниматься по несколько часов кряду, а однажды даже построил на дереве гнездо и аккуратно положил туда свое поленце. Наблюдатель не стал делать из увиденного никаких определенных выводов, но признал, что молодой самец играл с куклой… Мне и самому приходилось видеть, как молодые шимпанзе играют подобным образом и нежно баюкают какую-нибудь тряпку или веник. Видели, как однажды дикая горилла подняла с земли большой кусок мягкого мха, который потом носила и держала у груди, как младенца; похоже, она его «кормила».”

christmasbells
christmasbells
08.11.2018 17:11
Ответить на  Kryakwa

огромное спаисбо

Kryakwa
Kryakwa
08.11.2018 17:35
Ответить на  christmasbells

Всегда пожалуйста 🙂

knjazna
12.09.2019 22:57
Ответить на  christmasbells

Были. Но у них был другой смысл, ритуальный. Погуглите “Обряд “похороны мух” на Симеона Столпника”. Если с мухами не зайдет, попробуйте поменять на тараканов. Про кукол нет подробных данных в сети, но согласно исследованиям этнографов, у них были свои ритуальные функции, в рамках которых могли случиться и похороны и укладка на длительный сон, и свадьба, и переезд… И ребенок учился обрядовым действиям наравне с бытовыми. А игрой это называлось, чтобы поп и доносчик не так быстро догадались )

silent_jeronimo
silent_jeronimo
06.11.2018 18:51

От всей серии вспоминаются, конечно, дидактические игры Хемулихи с клипдассами.

Многочисленные зарницы и пионерские ритуальные игрища стали способом отбора кадров и социальной фильтрации, автоматического стимулирования нужного истеблишменту поведения и образа мыслей? Сюда же спортивные игры (и спортивные квоты в университетах США и Великобритании).

И каким-то образом сюда затесались осколки аристократических игр (вроде шахмат). Наверное, как ещё один фильтр на входе?

knjazna
06.11.2018 21:56
Ответить на  silent_jeronimo

Ой, подождите лучше) там тот еще слоеный пирог, лучше дочитать.

Russell D. Jones
07.11.2018 09:21

Разница между народной и аристократической игрой наводит на размышления в сторону того, что зазор между этими группами сохраняется до сих пор в Великобритании. И в Японии, где до сих пор есть понятие “мезальянса”, пусть и для детей императора. И при том и Великобритания, и Япония своё язычество донесли, пусть и в изменённом виде, до сегодняшнего дня (и не просто донесли: “заразили” им другие культуры).

knjazna
07.11.2018 13:36
Ответить на  Russell D. Jones

Заражать другие культуры не потребовалось, в поствизантийской европейской и своего было достаточно, а в американская часть охотно всосала богов Нового Света (и получился Гейман), а теперь радостно смешивает одно с другим.
Зазор сохраняется там, где наблюдается большая склонность к традиционности и некоторая неторопливость в развитии. Хотя и там новый формат уже уверенно преобладает, да иначе и быть не могло, эволюционные закономерности объехать мало кому удается, а если и удается, то в большинстве случаев ценой продолжения существования. Исключения, конечно, есть, но не всякая рыба – сарган и не всякая ящерица – туаттара.

Diseann
Diseann
08.11.2018 09:21

Как интересно… Помнится, в мои лет 8-10 я со звериной серьезностью играл в ритуалы и чувствовал очень глубокую потребность в этой игре. Ну то есть, делал идола (не куколку), делал ему дом, и все такое. Куколку, впрочем, тоже делал, чтобы сделать ей саркофаг и достойное погребение. При этом, что характерно, никого из имеющихся игрушек не хоронил. Возможно, это было связано с “гонкой на лафетах”, но по тому, что более младшие знакомые в похороны тоже играли – вряд ли, скорее с замалчиванием темы смерти и отделением детей от нее… Это я к чему – нет ли у детей в определенном образе склонности к подобным ритуалам? Своего рода, “окна усвоения” сакральных действий?

knjazna
08.11.2018 13:40
Ответить на  Diseann

У детей есть склонность вскрывать то, что взрослые имеют намерение спрятать в умолчаниях. Гонка на лафетах – последние годы официального атеизма в стране. После нее начался период богоискательства в режиме “кто во что горазд”, и появились все вообще, от кришнаитов и неоязычников до иезуитов и францисканцев. Не все сохранились, но это другой вопрос. И да, с замалчиванием темы смерти это связано очень прямо, правда, разговор о причинах будет совершенно мимо темы, поэтому предлагаю его отложить до следующего цикла “история невроза”, который будет после окончания этого и выкладки еще одного, короткого.

Diseann
Diseann
09.11.2018 11:47
Ответить на  knjazna

Спасибо большое, буду ждать:)