История игры. Часть 1.

Принято считать, что игра – явление вечное, что она была всегда и будет всегда. Также считается, что как любое вечное явление, она не меняется, и со времен первых неандертальцев и далее, через античность и средневековье, через эпоху НТР и до сегодняшних дней она остается неизменной. Что говорит это мнение о нашем отношении к игре? Ничего хорошего.

Если мы хотим говорить о предмете более или менее включенно, то есть, отдавая себе отчет в том, о чем мы говорим и что именно произносим, то для начала, придется признать, что вот это общее мнение имеет некое слепое пятно, в котором поместилась индустрия производства игрушек и игр, насчитывающая около трех сотен лет. На сегодняшний день эта индустрия – одна из самых развитых, и она продолжает развиваться. Она также одна из самых перспективных, и непохоже, чтобы перспективы ее роста в ближайшее время подошли к своему пределу. Но игра и игрушки до сих пор (да, несмотря на то, что отрасль приносит очень неплохой доход несчетной уйме народа) считается чем-то настолько несерьезным, что исследования по этой теме нет возможности опубликовать без сложностей и неведомо откуда берущихся препятствий даже на уровне статьи.

Любой другой контент, будь он сколь угодно сырой и не связанный со Столпами и Основами, легко возьмут в серьезное издание и на более или менее уважающий себя сайт. Что же до игры и игрушек, их место оказывается где-то между дошкольным развитием и коррекционной педагогикой, которая и сама по себе область довольно закрытая и мало известная широкой публике. Меж тем, наш с вами современник, этот самый взрослый серьезный дееспособный человек, с гражданскими правами, кредитами и прочими признаками взрослой жизни, проводит за игрой в среднем от шести до восемнадцати часов в неделю. В среднем. Это значит, бывает и больше.

Когда к теме игры все-таки обращаются, например, в курсовых по педагогике, ее чаще всего именуют «проблемой», а не «темой» или «вопросом». Почему же так сложилось?
Давайте, для начала, посмотрим на историю изучения истории вопроса.

В России все началось с Егора Покровского и Александра Афанасьева.
Доктор Егор Арсеньевич Покровский (1838 – 1895). По окончании в 1860 г. курса медицинского факультета Московского университета, занялся специально детскими болезнями и поступил ординатором в Софийскую детскую больницу в Москве.
В 1870 г. – доктор медицины за диссертацию “Об источнике новообразования соединительной ткани при вырастании просвета кровеносных сосудов”. Затем Покровский уехал за границу, где подробно изучил устройство детских больниц в Берлине, Вене, Париже и других городах.
По возвращении оттуда, в 1882 г., назначен главным врачом Софийской больницы, которую преобразовал совершенно. Покровский напечатал ряд статей: “Уход за кожей детей”, “Первая пища русского ребенка”, “Купание и крещение ребенка в холодной воде”, “Кормление грудных детей” и другие. Наибольшей и вполне заслуженной славой пользуются его книги: “Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России” (1890), “Детские игры в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной” (2-е изд., 1895).

Покровский был также редактором журнала “Вестник воспитания”. Он собирал детские вещи со всей России: колыбели, каталки, куклы, одежду, рецепты детской еды, и, конечно, игры. Он передал в Музей педагогики около сотни уникальных экземпляров и шестьдесят девять рисунков. Он организовывал разделы детской гигиены медико-антропологической выставки в Политехническом музее в 1879 году, и выставки Общества Трудолюбия в Москве годом позже.
Еще через год он же представлял на Всемирной выставке в Париже раздел о физическом воспитании детей.

Также Покровский «…читал публичные лекции “О кормлении грудных детей” и “О значении детских игр в отношении воспитания и здоровья”, делал научные доклады по детской гигиене и напечатал следующие труды по тем же вопросам: “Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. Материалы для медико-антропологического исследования” (М., 1884, 44 стр.), “Детские игры, преимущественно русские в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной” (М., 1887, VI+368 стр.; М., 1895) и “Первоначальное физическое воспитание детей. Популярное руководство для матерей” (М., 1888, 261 стр.). Наконец, с той же педагогической целью покойный с 1890 г. начал издание весьма важного журнала, под названием “Вестник Воспитания”, и вел его с большим успехом до своей смерти.»
(“Московские Ведомости”, 1895, № 287).

Егор Арсеньевич Покровский автор монографий «Детские подвижные игры, преимущественно русские», «Физическое воспитание детей у разных народов», «Об уходе за малыми детьми», имеющих не только историческое значение и сегодня. Он крупнейший русский дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр. Он первый в России начал говорить об их особом педагогическом значении. В отличие от гимнастики, в которой, утверждал он, слишком много искусственного и навязываемого детям, игры опираются на живую детскую инициативу. Они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Образовательное же значение народных подвижных игр столь же существенно как фольклорной поэзии, сказки, бытовых и трудовых традиций. Он доказывал в своих работах необходимость и важность народных игр, их богатейшую, неустанно-обновляющуюся вариативность. Он собирал и систематизировал детские игры и их версии. Каждая игра в его монографии представлена в разнообразии вариантов, каждая рассматривается комплексно, от жребия до наказания, содержатся сведения о национальной специфике игр и прочих важных моментах, обеспечивающих защищенность игры и доверие к ней. Фундаментальных изданий, посвященных игре, не делал никто, кроме него. Фактически, он сделал для сохранения игры то же самое, что его современник Александр Николаевич Афанасьев сделал для сохранения русской народной сказки.

Что стало с коллекцией Покровского теперь? Конечно, она не сохранилась. Сначала попала в Политехнический музей, но не пригодилась и там. Часть экспонатов сейчас находится в Российском этнографическом музее, часть пропала. Да, понятно, что революция и война, но и отношение к теме тоже.
Что в это время было в Европе по теме? Ничего. То есть совсем ничего. Ни одного имени не дает нам история педагогики.

9
Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
4 Цепочка комментария
5 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
6 Авторы комментариев
knjaznaSteins_KokodileRussell D. JonesLynxieoldnick Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Peter
Администратор
Peter

” игры опираются на живую детскую инициативу. Они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других. Образовательное же значение народных подвижных игр столь же существенно как фольклорной поэзии, сказки, бытовых и трудовых традиций. ”

Вот очень ценно. Прямо установило на место кусочек в картине мира. То есть, игра это такая часть культуры, которая отвечает за включение в культуру нового члена. И не использует для этого насилия.

oldnick
Участник
oldnick

Спасибо за формулировку.
И обратная сторона медали: “не берут играть = не включают в общее (культурное, человеческое) пространство, объявляют чужаком и изгоем”.

Russell D. Jones
Участник

Спасибо!
…Подожду с вопросами, дабы не забегать вперёд.

knjazna
Участник

По поводу вопросов: будет онлайн-встреча, на которой можно будет их все задать и выслушать ответы. Комментариев это не отменяет, разумеется.

Russell D. Jones
Участник

По скайпу? Тогда мне надо будет заранее озаботиться этим каналом. Чтоб не получилось, как в тот раз…

knjazna
Участник

Про техническую сторону пока не знаю, будем решать с техподдержкой.

Lynxie
Участник

Спасибо, очень интересно.

Steine_Kokodile
Участник
Steine_Kokodile

У нас были две лекции: “Построение игрового занятия у учеников младшего школьного возраста” и “Использование игровых элементов в занятиях с учениками средего и старшего школьного возраста”. И с младшими игровой метод считался приоритетным. Не использование его снимало балл на зачетном занятии.

knjazna
Участник

Ну естественно. В младшем школьном прямое подчинение требованию в течение сорока пяти минут урочного времени нереально в исполнении ребенка. Только через игру. В противном случае не будет ни контакта, ни дисциплины.