Про шоколад и этикетку – 5. Крылечко кондитерской: за что пикет, о чем кричат.

Итак, есть несколько категорий граждан, бурно реагирующих на поведение других (скажем, на спокойный вход в кондитерскую и на появление в дверях с покупкой).

Категория раз: те, кому есть дело до того, что в чужом пакете. “Общество блюстителей традиций и гигиены”. Гигиена у них на поверку оказывается странная, традиции тоже, а что касается их распространенного аргумента “закон от бога” – и несмотря на уйму прочитанных и все еще периодически читаемых книг по культурологии, я никак не могу найти того бога, от которого этот закон. Потому что любой закон от любого бога, как правило, является заветом между богом и его человеком, который либо выполняется, и тогда бог и его человек живут в мире и согласии – либо не выполняется, и тогда бог оставляет человека и договаривается с каким-то другим человеком, а другим людям остается история страданий и бедствий, постигших человека, после того как бог его оставил. И завет этот как правило предполагает, что человек САМ, ДОБРОВОЛЬНО И МОЛЧА выполняет некие обязательства, взятые им на себя ради своего бога. В некоторых случаях этот завет предполагает возможность рассказать о том, что такая договоренность принципиально возможна и на каких условиях. А тот “закон от бога”, которым руководствуется общество блюстителей традиций и гигиены, предполагает подчинение 1) других людей 2) непонятным им ограничениям 3) ради ценностей общества блюстителей традиций и гигиены, 4) которые сами, при этом, эти правила соблюдать среди себя не намерены и не собираются.
И следы присутствия этих добрых людей мы найдем во всех остальных категориях, вот увидите.

Категория два: те, кто видит дискриминацию по неотменяемому признаку, допустим, пищевых предпочтений, в любом стандарте, который приходится соблюдать. И да, первые по вторым проходили. Или, по крайней мере первые в присутствии вторых прошлись по кому-то, кто не захотел нагибаться под их стандарт и не смог дать достойный отпор их притязаниям указывать, что, кому, когда, с кем и в каком количестве есть. Видите ли, общество блюстителей традиций и гигиены исповедует в отношении тех, кто не согласен следовать предлагаемым ими правилам, принцип “не будь собой или не будь вовсе”, и делают все возможное для того чтобы навязать другим свои правила – чаще всего через попытки регулировать удовлетворение элементарных потребностей или доступ к простым бытовым удовольствиям. Типа, если ты молодец, то кушай, спи, дыши, мойся и все остальное, а если ты не молодец – то всего этого ты не заслужил. И люди, особенности которых с этими требованиями не совпадают по определению, оказываются перед странным выбором: или пытаться, но не преуспеть, или перестать пытаться и пусть вот эти будут виноваты в том, что даже пытаться не хочется. Ну и после этого странного жизненного опыта, разумеется, любая неудача данного персонажа объясняется тем, что есть такие специальные злыдни, которые его не любят за то, что он злонамеренно и произвольно выбирает есть неправильный шоколад.

Категория три: те, кто слишком хорошо знает ценник на шоколад и крайне тщательно отслеживает свою платежеспособность И по ним тоже прошли военным походом члены общества блюстителей традиций и гигиены. А если не они, то те, на кого они пошли холиварить. Но прошли по этим людям иначе, чем по представителям предыдущей категории. Им выставили счет за съеденное. Или забыли сообщить о том, что угостившись этим конкретным лакомством, они могут получить некоторые сложности (в нормальной, без, хм, особенностей обстановке – легко преодолимые и некритичные) с гигиеной, планами на следующий прием пищи (вообще любой) и ряд спецэффектов, о которых лучше знать, чем не знать, но про которые никогда не известно стопроцентно, и да, аллергия в их числе. И потом за развившиеся спецэффекты или за нарушения в планах, и уж всяко за грязные пальцы спросили как за намеренное и осознанное манкирование своими обязанностями или причинение неудобств окружающим. У представителей этой категории потребителей навсегда отложилось правило “чем вкуснее оно было, тем оно дороже по последствиям” . И вы их никогда не убедите, что слаще морковки можно, и лично им тоже можно, и тем более что это не обязательно встанет дороже, чем вообще бывает в кошельке и по всем карманам.

Категория четыре: те, кто не согласен смешивать типы кчайностей (и/или форматы приятного времяпрепровождения) И вот тут возможны варианты.
Вариант раз: не во всех помещается одинаковое количество сахара. И бывают люди, у которых внутри под сладкое есть настолько небольшой свободный объем, что приходится каждый раз выбирать – чай с сахаром, или мармеладинку, или молочный коктейль, или ломтик шоколада. А то и это – не влезет. Плохо будет. Вплоть до отравления.
Вариант два: среди представителей третьей категории встречаются товарищи, вполне отдающие себе отчет в том, что совсем без сладкого у них голова не работает, и честно готовые нести все вмененные расходы, заявленные обществом блюстителей традиций и гигиены, а потом еще и приводить себя в порядок после выполнения этих странных и тоже не вполне гигиеничных требований. Эти люди еще и пользуются головой по назначению, то есть способны рассчитать, сколько сладкого они могут себе сейчас позволить. С ними есть только одна проблема: состояние их финансов – не ваше дело.

Поэтому вы никогда не сможете отличить вариант раз от варианта два иначе чем путем длительного и вдумчивого наблюдения за вашим собеседником. Времени на прояснение этого вопроса может уйти столько, что шоколада уже будет не надо. По крайней мере тут.

Все категории кроме первой, объединяет – ну исключая нежелание заходить в кондитерскую в принципе – удручающая неспособность пройти мимо представителей общества блюстителей традиций и гигиены, пикетирующих кондитерский магазин или кафе. Принимать их к сведению, конечно, надо – а иначе как их обойти – но между “к сведению” и “всерьез” есть, как мне кажется, некоторая разница.