Непослушное дитя природы. Список литературы.

Начнем с зарубежной.
Джон Кристал “Интеграция и самоисцеление” (если вы не упадете под весом этого кирпича и все же решите его открыть, учтите, что пишет автор довольно плотно)
Пьер Бурдье “Социальное пространство: поля и практики” (я не настаиваю, но если хочется самостоятельно копаться в теме, читать это придется, и просто с этой книгой не будет, не ждите)
Антонио Менегетти “Система и личность” и “Психология лидера”. Обе книги не новые, здесь они появились в нулевые, вместе со всем потоком литературы, с которой Европа знакомилась в восьмидесятые. Автор так и остался верен этому времени, и для темы, которой посвящена эта статья, мне кажется, потому и хорош. Хотя читать его работы сегодня, в 2018 году, немного удивительно.

Робин Стерн “Убить манипулятора”. Или Эверет Шостром “Анти-Карнеги или человек-манипулятор”. Или Роберт Чалдини “Психология влияния”. Или все три.

Карен Хорни “Невроз и личностный рост” вот даже не знаю, надо ли представлять автора и работу. У меня такое впечатление, что ее не читали только, может быть, дворники. Но и за это не поручусь.

Келли Макгонигал “Сила воли”. Тоже довольно известная и популярная работа, в сети вы найдете и ее саму и множество отзывов о ней.

Борис Цирюльник “Автобиография пугала”. Эта книга менее известна, и вопрос, которому она посвящена, задается не так часто, и почему-то только французами. Это, ну в моей трактовке, вопрос о разнице между лидером и доминантом, и о том, что бывает, когда они встречаются.

Дитрих Дёрнер “Логика неудачи” и “Темная сторона силы” Питера Кейро и Дэвида Дотлиха – работы о невротической логике и результатах ее применения в рабочей сфере жизни, особенно в области принятия значимых решений. Их имеет смысл читать, чтобы понять, почему разницу между невротической и здоровой логикой лучше все-таки видеть, и лучше видеть ее раньше, чем позже.

И продолжим отечественным, правда, я себе очень плохо представляю, как вы будете искать эти книги, если вдруг действительно решите их читать.

Прежде всего, это работа Александра Григорьевича Асмолова “Культурно-историческая психология и конструирование миров”.

И книга Михаила Папуша “Психотехника экзистенциального выбора”.

Я сочувствую шаблонам читателя, встретившегося с названиями этих работ впервые, но помочь не могу ничем. Впрочем, могу: не читайте эти книги, они для специалистов.

Читайте лучше книги Евгения Павловича Ильина, они для студентов и пользователей. Для этой статьи я использовала книги “Психология совести” и “Психология надежды”, но у него хорошо и понятно все, что вообще он написал.

Кроме уже названных, я использовала книгу “Терапия поведением” Михаила Львовича Покрасса, Тем, кому окажется сложно ее читать, могу предложить “Психологическое влияние” Шейнова и его же “Как управлять собой”.

И самая тоненькая и просто читаемая книга “Навязчивости. Фобии. Алкоголизм” Алексея Александровича Певницкого, изданная к столетию первой публикации его работ в 2013 году. Она, собственно, и натолкнула меня на идею этой статьи.

Я умышленно не упоминала ни Франсуазу Дольто и ее работы “На стороне ребенка” и “На стороне подростка”, ни Игоря Кона и его “Психологию младшего школьника” и “Психологию подростка”, хотя инструментально их, разумеется, использовала, как и целый ряд книг, посвященных описанию нормативных возрастных жизненных кризисов, типа работы Гейл Шихи и Биргит Адам. Любой учебник по возрастной психологии даст столько же – то есть, в штатном случае ничего, поскольку все их забывают через пятнадцать минут после прочтения. О причинах этой забывчивости следует говорить отдельно, а можно просто отослать интересующихся к статье “Начало финала”, размещенной на этом же сайте, в которой эти причины названы прямо, и не раз. В исключительном случае эти книги представляют собой ключ к шкале ресурсности, описанию которой посвящена значительная часть статьи, которую вы прочли. Ответственное и осознанное чтение книг этой категории представляет собой, опять же в штатном случае — довольно затратное и нервное занятие, которого хочется избежать и забыть о нем как можно быстрее. Это право читателя, разумеется. Но именно поэтому названный ряд и не помещен в общий список.