Непослушное дитя природы. Шкалы и ранги – 2.

Возвращаемся к стенам и их объему. Вспоминаем, что самые заполненные стены дают больше всего информации о том, как “нормально” для данной выборки.
И теперь говорим об еще одной печальной закономерности. Горизонт, конечно, линия воображаемая, но именно он ограничивает видимость. И из точки, в которой мы находимся, мы не может видеть дальше, чем нам доступно. В отношении качества жизни и условий жизни это тоже верно. То есть, если человек слаще морковки не едал, то и персик он будет себе представлять, отсчитывая от морковки. А если человек не может себе представить, как это – нет персиков, то и представления о голоде у него будут из разряда “хлеба не было, и масло мазали прямо на колбасу”. Таким образом, чем дальше от распространенного будут отстоять фактические качества, потребности и возможности индивида, тем меньше он будет склонен в них поверить. И следовательно: нестандартно высокий и нестандартно низкий ранговый потенциал сдвинут индивида в его представлениях о себе в одну и ту же сторону: вниз по иерархии группы. Кроме того: индивид будет склонен притязать на тем более низкий ранг, чем сильнее его ранговый потенциал – и следовательно, притязания к качеству, отличается от среднего по группе качества жизни В ЛЮБУЮ СТОРОНУ. И это мы еще не рассматривали, как на всю эту механику влияют культурные требования и дискурс.

И, какими бы они ни были, влиять они будут в целом одинаково: “чем дальше от себя естественного удастся уйти – тем больше принятия можно ждать”. Почему-то в лучшем случае это не работает, но культуре-то с дискурсом все равно, у них организмов нет, да и с психикой как-то странно, и ломаться вроде бы нечему…
Внимательно посмотрите на выделенные пункты. Впрочем, давайте я лучше их повторю.

Итак, чем дальше от распространенного будут отстоять фактические качества, потребности и возможности индивида, тем меньше он будет склонен в них поверить.
Следовательно: нестандартно высокий и нестандартно низкий ранговый потенциал сдвинут индивида в его представлениях о себе в одну и ту же сторону: вниз по иерархии группы. И: индивид будет склонен притязать на тем более низкий ранг, чем сильнее его ранговый потенциал – и следовательно, притязания к качеству, отличается от среднего по группе качества жизни В ЛЮБУЮ СТОРОНУ.

А теперь мы этот треугольник накладываем на местность. И получаем известное: с одной стороны – “предъявляешь свойство – изволь быть способным предъявить неоспоримый признак”. С другой стороны – там, где ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть, пока нет признаков возможности, желаний предъявлять нельзя. То есть, кто понял, в чем подвох: без диплома об окончании музыкальной школы не следует заявлять о том, что у тебя вообще есть музыкальный слух; пока ты не можешь оплатить любой счет или не можешь предъявить соответствующий сертификат (диплом о высшем образовании, например), ты не можешь утверждать, что ты умный, пока ты не родила, ты не можешь называть себя женщиной в полной мере – далее везде. Пока у индивида нет сертификата на свойство, присущее ему от природы, он вроде как не вправе его предъявлять – но сертифицировать его может только другой индивид, и, разумеется, он будет это делать на своих условиях. И поскольку он не торопится увеличивать число конкурентов за привилегию самопредъявления, он задаст не самые простые условия, и особенно будет склонен усложнять их для того, с кем конкурировать неудобно. Вот и схема доминирования. Того самого, которое принято приравнивать к лидерству.

Таким образом, тот, кто заинтересован в возможности самопредъявления, оказывается в красивой распорке между “я получу право предъявлять себя только после того, как сумею достаточно надежно от себя отказаться и себя в себе сломать и уничтожить” и “все это имеет смысл только если мне удастся сохранить в процессе хотя бы одну ценную часть себя”. Здравствуй, схема конфликта альфы и доминанты.

Вот и настал момент полюбоваться логикой выстраивания пирамиды рангов в стандартной типовой группе. И кстати, уж раз всем так нравится использовать именно греческий алфавит для обозначения иерархических рангов – ну, вот вам греческий алфавит. Мне не сложно. Теперь смотрите на иерархическую лестницу снизу вверх.

Итак, посмотрев в основание пирамиды, можно увидеть нечто невнятное и вроде бы вообще не относимое к групповой иерархии: какой-то мусор, и того очень мало ее нулевую ступень. И на ней будут два индивида. РАЗНЫХ индивида.
– Аутсайдер, тот, кто ниже омеги в иерархии, этакий “свой чужак”, который никогда не будет принят группой, и в этом именно качестве он группе свой (стоит ему уйти, и немедленно группа кого-то сунет на эту позицию) – это, господа и дамы, будет альфа. И если проследить судьбу альфы, покинувшего группу, мы увидим, что вокруг него на новом месте группа начинает складываться сама, и именно из таких же, как те, кто не понимал и травил его, пока он пытался договориться и подстроиться.
омега, самый нижний в иерархии. Как правило, индивид с наиболее высоким ранговым потенциалом, и наиболее жестким внутренним запретом этот потенциал осознать. Если его из группы убрать, он проявит весь спектр аутоагрессивных и саморазрушающих паттернов – или по крайней мере большую часть палитры. Он в группе, как и аутсайдер, всегда один, но никогда не может с аутсайдером объединиться, потому что аутсайдер не ориентируется на нормы группы, он в лучшем случае отталкивается от них, а омега и хотел бы им следовать – но странным для себя образом дохнет при каждой попытке это проделать. Да, кстати: если Омегу хорошо кормить, любить и вовремя чесать и хвалить, то лучшее, что из него получится, вы не поверите… это гладиатор. Способный убиться и лечь костьми ради улыбки своего господина. Большее в эту голову все равно не поместится.

чипсики (в этот стен мы объединяем две предпоследних буквы греческого алфавита, чи и пси, чтобы в 100% вбиться) – это две группы, оказывающиеся в одной примерно иерархической позиции, но, так же, как омега и аутсайдер (он же потенциальный альфа), неспособные договориться. Это, во-первых, нонконформисты (потенциальные беты и гаммы), которые и рады бы быть лояльными лидеру – но проблема в том, что от этого конкретного лидера, да и всей группы в целом, их устойчиво рвет на родину; и, во-вторых, люмпены (биологические чи и пси), которые не видят смысла во всех этих усилиях и всем этом пафосе просто потому, что подраться можно и просто так, а жрачка – она и в Африке жрачка. Ближе всего к этой позиции в иерархии будет философская концепция митьков, кто еще помнит такую арт-группу. Не сами художники, а ими декларируемая позиция, смотрите, не перепутайте. Это довольно милые и позитивные рабочие скотинки, если не надеяться на их самостоятельность, и вовремя осуществлять аутсорсинг мотивации и контроль качества деятельности.

*машет рукой, привлекая внимание, и стучит указкой в доску* Все видят, что происходят? все заметили, что мы видим не шляпу, а полшляпы? а где же вторая половина, кто ее отрезал? а ее не отрезали, смотрите внимательно, шляпу просто сложили пополам и одну половину вывернули, для более плотного прилегания слоев друг к другу. Поэтому Альфа и Омега оказались в одной позиции, и она последняя, Чи и Пси делят ступеньку с Бетами и Гаммами… ну да, а верхушку у нас будут делить Лямбда и Мю. Они-то и будут фактическими лидерами группы.

но продолжаем.
-первая, собственно, ступенька, физдипюшки : упсилон и фи в одной группке (они с хвоста алфавита), дельта и ипсилон в другой (эти ближе к голове). Вторые, оказавшись в одной позиции с первыми, легко и незамысловато осваивают нишу – в своем привычном качестве. Вообще-то, это самые младшие из высокоранговых, и их задача – красиво встать и изящно сказать. Вся богема состоит из них и делается ими. Рядом с ними оказываются самые старшие из низкоранговых. Люди одного поступка. Биографии одного события. Авторы одной песни, одной картины, одного стихотворения… далее везде. Это про них анекдот про “передать соль”. Остальные дни своей жизни они заполняют чем попало, и это их нормальное состояние, и не надо пытаться положить в них большие смыслы или цели, они не выдержат.

И поднимаем ясны очи еще немножко вверх, чтобы поздороваться с тем, что в группе считается Великим Средним:
– ступенька вторая тетрис: зета и эта в одной кучке, сигма и тау в другой; и кучки заметного размера, по сравнению с предыдущими. Толпишки даже, можно уже сказать. Это люди “мы-сознания” во втором случае, люди группы, люди толпы, которым вместе хоть ломать, хоть строить, просто и легко. А вот поодиночке они едва способны донести ложку до рта, и без контакта с группой впадают в апатию. А в первом случае это люди больших идей, с большим гражданским сознанием, с национальным чувством и прочими не всем доступными идеями и потребностями. Да, эта ступенька в иерархии группы представляет собой бризантный заряд. Именно по этой причине. И именно на ней обычно искрит активнее всего, когда общая групповая обстановка стремительно перестает быть благополучной. И именно потому выделить индивида из ЭТОЙ массы (если он, допустим, нужен для исследовательских целей) так сложно. Выделяешь всегда какой-то кусок биомассы, единицу толпы.

– ступенька третья пиротехника: понятно, что от нижней половины алфавита на этой ступеньке будут пи и ро, ребята простые и незамысловатые, но уже способные сложить два и два без посторонней помощи, хотя и не особо любящие это дело. Они обычно оказываются в состоянии самостоятельно определить себе и место, и дело, и приятную компанию. Эти люди не дураки потусоваться – но в основном по выходным и с действительно приятными им людьми, а в основном предпочитающие родной завод или контору, или свои полтора ларька в торговых рядах, свою женщину, ее детей и – так уж и быть – ее родителей, но при условии что она хотя бы на уровне “так уж и быть” симпатизирует его Ма и Па. А сверху на этой же ступеньке окажутся тета и йота, настоящие легенды и слава своего народа, лучшие плясуны и певцы по праздникам, лучшие кузнецы или плотники по будням; впрочем, профессию можете поставить любую, как и способ развлекаться, важно что во всем, что они выбирают, как СВОЕ, они будут лучшими из средних. Пи и ро будут абсолютно точно знать, что за этими им не утянуться, и лучшее, что они могут рядом с ними -это быть на подхвате и не испортить, но слагать легенды о тетах и йотах – как в профессиональном, так и в культурном, в самом этнографическом смысле этого слова, поле – будут именно пи и ро. Эта ступенька – хлеб и соль любой культурной общности. И она же создает неповторимую уникальность, отличающую эту культурную общность от всех остальных.

-и наконец, ступенька четвертая, предпоследняя, каппа и ню. Те и другие – в хорошем смысле личности. Те и другие – в хорошем смысле уникальные индивиды, знающие свое место и себе цену. И это неважно, что таких три четверти популяции. природа не ленива, повторяться не любит. Двух одинаковых нет. Тем не менее, и те, и другие считают, что все люди одинаковые (потому что именно в этом сегменте иерархии отличия будут самыми малозаметными первому взгляду) В чем же будет разница? Любой каппа будет абсолютно уверен, что поскольку он не первый, и никогда не сможет им стать, то все, доступное ему, будет доступно любому вообще. И именно из них получаются лучшие учителя, тренеры, наставники и воспитатели – но каппа никогда не будет претендовать на лидерство. Почему? а потому что ступеньку с ним делит ню. Который совершенно уверен, что его возможности – это потолок, и если кто-то утверждает, что может больше, он лжет. Именно ню создают все преграды и препоны к самореализации другого, одаренного больше, чем они сами. Именно этот ранговый потенциал – точка перелома нашей шляпы. Лямбда и мю проходят сквозь них, как нож сквозь масло, именно потому, что они слишком недалеко по потенциалу друг от друга, и слишком хорошо понимают эту логику, чтобы об нее ушибиться.

Да, кстати! Если в группе оказывается ступенек больше, чем шесть, включая нулевую, группа начинает дробиться, делиться и всячески сыпаться. Так что если вы видите ступенек БОЛЬШЕ, чем тут перечислено – это значит, что группе в ближайшее время светит финал ее существования. Причем, довольно шумный и грязный

….И вот тут самое время читателю поймать меня за хвост и сказать – минуточку, что-то не пойму. Ты же сначала говорила, что Альф и Омег должно быть мало, а вот этих вот, остальных, чем ближе к середине, тем больше? А я и говорю. И продолжу говорить. Но так куда же все это биологическое разнообразие проваливается? А вот куда: в конфликт между рангом и ранговым потенциалом. В здоровом обществе, более или менее понятном нам, в конфликт уходит ровно столько, чтобы наша шляпа, будучи сложена пополам и рассмотрена в профиль, и выглядела так, как выглядит обрезанная до середины кривая Гаусса. НО! Мы, к сожалению, живем в таких условиях, в которых “здоровое” и “понятное нам” уже лет тридцать как вместе не пляшут. И к сожалению, “здоровое” с этой танцплощадки вообще пошло погулять, и непонятно, когда вернется, если вернется вообще. И поэтому шляпа выглядит так, как и положено выглядеть шляпе, сложенной пополам: верхняя часть тульи имеет меньший радиус, чем края, и соотвественно, площадь края БОЛЬШЕ. И да, на краю такой шляпы окажутся не низкоранговые товарищи, а низкоресурсные. И теперь, перед тем, как определяться с рангом, склонностями, предпочтениями, способностями, приоритетами и прочей личностной начинкой, персонажа приходится мыть, кормить и лечить. А потом уже думать, а что оно такое было по первичному чертежу.

Финальный же вид шляпы теперь таков, как могла бы она выглядеть не на схематическом рисунке в профиль, а на фото в ракурсе сверху и чуть сбоку. И да, если говорить о кривой, то на гауссиану эта кривая совершенно не будет похожа, а будет какая-то дурацкая широко разваленная парабола. А ранг и ранговый потенциал мы не можем видеть, по крайней мере, до тех пор, пока наш подопытный не набрал хотя бы три с половиной деления заряда батареи на все том же воображаемом индикаторе. Да и после этого мы можем видеть в лучшем случае содержание и силу напряжения потребностей – и так, пока он не отъестся и не отоспится хотя бы до первичного соматического благополучия в которое входят: гладкая шкура, блестящая и густая шерсть, крепкие здоровые когти, упругая походка, ровное и относительно веселое настроение, способность быть удовлетворенным своими текущими активностями, способность и готовность нравиться представителям интересного ему пола. А вот то, что он после этого будет хотеть и стремиться себе добыть, и покажет нам его реальный ранговый потенциал. И это мы, повторяю, смотрели только этологию, не трогая культуру, которая в этом всем безобразии принимала самое живое и непосредственное участие.