Итоги и эпилоги.

Разбор книги Маргарет Марк и Кэрол Пирсон “Герой и бунтарь” можно считать законченным. Теперь у вас есть минимальная информация о том, как этой книгой пользоваться, как найти свои товары и услуги и по каким критериям их отличить от всех остальных товаров и услуг, чтобы не купить случайно не свое.
Почему это важно уметь делать и почему важно учитывать, что другие это делают. Потому, что провожают, конечно, по уму, а встречают все-таки по одежке и аксессуарам, и в нашем странном мире задача быть примерно равна по значимости задаче казаться, так что представить себя окружающим должным образом оказывается так же важно, как и поддержать созданное впечатление.
Потому что даже если вам кажется, что вам все равно, чем вы моетесь, что и из чего едите, и что вы на себя надеваете, то я должна вас предупредить: вы все равно делаете этот выбор каждый раз. Или, что хуже, кто-то делает его за вас. И в этом случае вы тоже кем-то кажетесь окружающим, но ваш облик работает не на вас, а на того или то, кто (или что) делает за вас этот выбор. В случае, если вы его осознаете и согласны с ним, это, конечно, и ваш выбор тоже, но если вы вдруг решили, что не так уж и важно, с кем вас сравнивают и на кого вы случайно оказались похожи, то увы, вам все равно предстоит получить определенную обратную связь на ваш внешний вид.

И уж лучше эту обратную связь регулировать так, чтобы с одной стороны, отвечать за осознанный и желательный выбор, а с другой…

А с другой стороны, не всякая положительная обратная связь желательна, и не всякая желательная обратная связь обязательно будет позитивной. Иногда выгоднее вызвать чей-то негатив, чем потратить свое время на общение с людьми, которые вам не нужны и неинтересны.

Собственно, все эти задачи и решаются при помощи навыка адекватно одеваться и оформлять облик. Разумеется, желательно, чтобы облик и поведение более или менее соответствовали друг другу, и в этом вопросе баланс казаться и быть особенно важен, поскольку пренебрежение этим нюансом разрушает хорошее впечатление о человеке очень надежно и быстро. Таким образом, получается, что выбрать свой архетип и представить его достойно – пожалуй, самый простой способ сделать свою жизнь более удобной, а самопрезентацию – более точной и эффективной. Но бывают случаи, когда человеку хочется быть привычным собой и никак себя не определять, и при этом иметь возможность казаться кем-то другим, более отвечающим ожиданиям, соответствие которым дает определенные материальные и социальные выгоды.

Этому вопросу книга и посвящена. Надеюсь, мой разбор позволит вам ориентироваться не на лукбуки зарубежных специалистов, а на собственное понимание своих же ощущений и желаний.

Разумеется, тема архетипов в обыденной жизни не исчерпывается упомянутыми двенадцатью. Они разобраны в книге только потому, что имеют коммерческую ценность и благодаря им, проще презентовать товары и услуги и легче определять целевую аудиторию предложения. За пределами этого ракурса тема продолжается, но теряет свой коммерческий потенциал, по крайней мере в современном обществе. Возможно, это изменится со временем, и список архетипов, имеющих коммерческое значение, вероятно, придется расширять в самое ближайшее время.

Конечно, это не самый интересный и не самый удачный способ применения теории архетипов, но он предлагает подход к вопросу, несколько противоречащий самой идее юнгианского подхода. Марк и Пирсон рассматривают маркетинговый потенциал архетипов, следовательно, типизируют и категоризируют поведение, приоритеты и интересы целевой аудитории, чтобы сформировать торговое предложение, которое, как известно, никогда не бывает уникальным, в парадигме торговой сделки “уникальное” и “очень дорогое” идентичны. Собственно, поэтому концепция Марк и Пирсон вызывает интерес уже больше двадцати лет у широкой публики, интересы которой лежат далеко за пределами темы глубинной психологии.

Юнгианский подход предполагает внимание к восприятию себя и самоидентификации, как к глубоко личному переживанию с уникальным содержанием. Таким образом, сама идея использования теории архетипов для формирования торгового предложения была бы нонсенсом или профанацией, если бы не страсть человека подражать тому, что он не может повторить и, тем более, превзойти. Собственно, достоверность копии некоего недостижимого и не определимого словами оригинала и становится предметом сделки, в которой, покупая предмет или услугу, человек приобретает возможность демонстрировать нечто, не слишком соответствующее его ощущению себя, но выгодное по каким-либо причинам. По большому счету, потребителю услуг и товаров эта книга может ответить только на один, но очень важный в социальном плане вопрос: как не выглядеть нелепо, пытаясь казаться не тем, кем являешься.

Приятного чтения и успешных экспериментов вам.