Герой: кто он такой и зачем он такой.

Помните, я оговаривалась в предыдущих сериях в адрес каждого из обсуждаемых архетипов по поводу их внешности, отдельно подчеркивая тот момент, что в российском культурном пространстве их одежда и общий облик подчеркивает не их отличие, уникальность и характер, а их принадлежность к какой-то довольно широкой общности или их обыкновенность, равенство с любым и каждым? У героя это тоже будет – за одним исключением. Здесь, в этой культуре и на этой территории, одежда Героя будет ПОЧТИ обычной. Отличать ее будет только две особенности, не слишком заметные для нетренированного и малопривычного взгляда. Одежду, предпочитаемую носителями ролей, входящих в этот архетип, довольно трудно испортить и довольно трудно испачкать.

То есть, и порвать, и прожечь, и даже прострелить, и уж тем более испачкать ее можно, но это не сильно повлияет на общий внешний вид и узнаваемость в Герое героя.

Вообще, если говорить именно о постсоветском культурном пространстве, и не о том, что делает с вами стилист, когда вы к нему приходите, а о фактическом положении дел в троллейбусе, в пригородной электричке, во дворе спального района – все двенадцать архетипов с какой-то частотой встречаются на улице, как-то себя проявляют через роли, как-то становятся осями некого числа биографий… и разумеется, на манеру одеваться и предъявлять себя они тоже будут влиять. Так вот. Вы уже заметили, может быть, что по отношению к порядку подачи в исходной книге, перекручен весь порядок описания и четыре треугольника, объединенных векторами приоритетов, собраны в одну спираль из трех витков, проходящую через все четыре вектора тройной петлей.

Первая четверка архетипов имеет одно общее свойство. Если взять любого представителя любого из четырех уже разобранных архетипов, и переодеть из его повседневного барахла в минимально приличный костюм (да, девочек тоже), то пока человек стоит не шевелясь и молча улыбается – это еще с некоторым усилием можно принять за какой-то образец какого-нибудь стиля. Но стоит ему открыть рот или пошевелиться, первым вопросом, прыгающим на язык зрителя, будет “слушай, как ЭТО ВСЕ на тебя заползло?”, настолько не органично и неестественно будет смотреться сочетание манер поведения, манеры речи – и одежды, разумеется, тоже. Потому что на самом деле вот эта вот незаметность, вот эта неотличимость от общего, эта обыкновенность и есть признак стиля, свойственного представителям архетипов, которые мы уже с вами успели обсудить. Так вот, стиль Героя (именно на улице, в электричке, в магазине на углу, далее везде) это одежда, на которой не особенно заметны повреждения и загрязнения. И которую не так-то просто запачкать или повредить.

А все это так потому, что уж кто-то, а эти ребята всегда найдут себе на голову… новый и уникальный жизненный опыт. А так – ну как и все три предыдущих варианта – такой же парень, как все. И это самое “как все” оказывается в его руках довольно опасным оружием. Потому что на основании этого “как все” он оказывается способен потребовать от остальных таких же результатов, какие получает он сам. И в тех же условиях. Более результативные товарищи, глядя на эти… странные упражнения в исследовании предела прочности при лобовом столкновении – Героя с обстоятельствами и обстоятельств с Героем – пожимают плечами с вопросом “тут-то оно зачем нужно?”. Менее результативные, глядя на это же самое, но видя совсем иное, разводят руками с другим вопросом – “НО КАК???”. Как, как… героически, вот как.

А как это – героически? Во-первых, и в-главных – как получится. Ну то есть, результат будет точно. Критерий качества к нему будет применим только по одному параметру: проблема будет решена НАДЕЖНО. То есть, после вмешательства Героя эта проблема в этом месте больше не возникнет никогда или по крайней мере еще очень долго не будет мешать. Нет, сделанное не будет удобным решением в том смысле в котором удобство – часть качества жизни: в пределах первого витка спирали развития архетипов не учитывается вообще. Так получилось. Это будет лучше, чем все, что могут сделать Простодушный, Заботливый и уж тем паче Свой Парень, потому что это будет результат – но и только. Кроме того, Герой, точно так же, как и все упомянутые, не в курсе, что с этим результатом делать, поэтому предпочитает или куда-то подевать результат немедля по достижении, или сам куда-нибудь деться из дельта-окрестности результата.

А во-вторых, героически – это быстро (так быстро, как только можно) и наиболее простым способом. Это именно им приходится объяснять, что путь вниз с седьмого этажа многоэтажного дома в окно – самый очевидный, короткий и прямой, но это не значит, что он самый хороший из имеющихся. И они еще не сразу верят.

В-третьих, героически – это “с уникальным правом решать, как тут правильно и как тут все сейчас будут делать” (вне зависимости от того, что кто думал до того, как Герой тут появился). Это они тут за всех знают, как правильно. Именно они, появившись, способны с порога сказать “я вас всех сейчас буду <…>” – и это форма заявки, которую можно отливать в бронзе и вешать Герою на грудь вместо медали и доспеха, чтоб никто не перепутал. Именно эту часть предложения. Потому что именно она будет неизменной – а вот смысловой глагол может варьировать очень широко, от “убивать” до “просвещать” через “спасать”, “радовать”, “утешать”, “воспитывать” и что угодно еще. Причем все заявленное даже будет выполнено. Вопросы ГДЕ, ЗАЧЕМ и КАК, можно не задавать, он все равно не ответит. Потому что по его вектору приоритетов эти вопросы считаются риторическими.

Итак, Герой. Вектор приоритетов – мастерство. Это значит, что для него (как и для других архетипов с этим вектором приоритетов) место, время и образ действия определяется не внешними обстоятельствами и не актуальными реалиями, а силой желания получить этот, и именно этот результат. В случае Героя сила желания получить результат определяется трудностью его достижения. А трудность достижения оценивается посредством оценки количества не справившихся с задачей.

Маркеры успеха для ролей, входящих в этот архетип, будут такими:

-ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА И ВЫНОСЛИВОСТЬ. Это неважно, что по роду деятельности Героя физическая сила может быть далеко не главным свойством, обеспечивающим успех, им просто нравится быть сильными. А вот выносливость, устойчивость к перегрузкам – это и правда важный маркер, без нее в тех условиях, в которых они предпочитают быть эффективными, до результата не добраться.

-ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ. Ну да, декларируют они, что первым делом самолеты, ну а девушки потом, только в жизни обычно получается иначе: девушки и самолеты совмещаются самым неудобным образом из возможных, и это не случайность, это такой идеологически верный и единственно возможный выбор.

-ПРЕОДОЛЕНИЕ. Просто сделать – не фокус. А вот если потоп, пожар, ураган и землетрясение – и все накануне дедлайна, а сделано все тем не менее в срок, вот это да, это результат. А вот если сделать там, где отступились уже три десятка пытавшихся – это да, это серьезно.

-ПОБЕДА В СОРЕВНОВАНИИ, или, если брать более широко, быть лучшим в сравнении с… практически любым, с кем придет в голову сравнивать именно этого/эту.

-СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Тут все сложно. Справедливо – это так, как Герой считает правильным. Чтобы хорошие (с точки зрения Героя) были награждены, а плохие (с точки зрения Героя же) были наказаны. Чтобы все понимали, что именно он имел в виду, когда делал это и не делал то, и умели оценить его намерения и проникнуться. При встрече с той Справедливостью, которая известна и понятна, например, Магу, Герой практически не имеет шансов выжить. Впрочем, кого из них это останавливает…

Их острую нелюбовь вызывают:
-бессилие и безнадежность;
-стабильно плохая ситуация, с которой все смирились;
-предательство, подлость, безразличие, жестокость по отношению к слабым. Да, вот так в одну строчку, они не видят разницы.
-тирания и диктат, самодурство и вседозволенность
и если ранее описанные архетипы в отношении нелюбимых ими явлений поведение не формируют – просто не любят нечто – и все, то у героев определенный паттерн поведения по отношению к нелюбимым ими явлениям вполне четкий: они находят Главгада, и сражаются с ним (казалось бы, причем тут их неубиваемая одежда?).
В отношении их самих, самое для них страшное – это:
– обнаружить себя владельцем репутации тирана и самодура
– быть чрезмерно жестоким не к тем, кто это заслужил
– обнаружить себя недостаточно прочным, сильным, выносливым
– проиграть в соревновании с конкурентом
– оказаться инструментом в чужих руках и служить достижению несправедливых и недостойных целей.

Привлекательные для него товары и услуги он узнает о следующим признакам.
Это надежно. Вещи, люди, методы, все, что угодно, чем Герой намерен воспользоваться и, тем более, приобрести, бывает двух типов с точки зрения Героя: надежное и негодное.

Оно функционально и доступно всегда – потому что никогда нельзя знать, в какую именно минуту оно может понадобиться.
Все его дополнительные или скрытые свойства могут быть известны и доступны только Герою, и никто другой не может применить эту услугу или этот предмет по тайному секретному назначению, по которому способен этот предмет применить Герой.

Вообще, специальных усилий для того, чтобы узнать Героя, не потребуется: или вы узнаете его по шуму драки и скандала сражения, в которое он уже ввязался, или по тому, как все вокруг затихло и старается стать как можно менее заметным. Если вы наблюдаете одно из этих двух изменений в дельта-окрестности – значит, точно, сейчас в поле зрения появится Герой и начнется движуха.